Цибульски Збигнев / Cybulski Zbigniew (1927 - 1967)

Учился в торговой академии и Высшей школе журналистики. В 1953 окончил Высшую театральную школу в Кракове. Дебютировал в театре "Выбжеже" в Гданьске. Основал вместе с Б. Кобелей студенческий театр "Бим-Бом" (был художественным руководителем) и "Театр разговоров", ставил пьесы Ионеско, Кокто, Дюрренматта, Сартра. В 1961 переехал в Варшаву, где работал в театре "Атенеум". В кино дебютировал эпизодической ролью Костека в фильме А. Вайды "Поколение" (Pokolenie, 1955). Наиболее значительной работой в кино, принесшей Цибульскому ни с чем не сравнимую популярность в Польше и за ее пределами, была трагическая роль Мацека Хелмицкого в ленте Вайды "Пепел и алмаз" (Popiol i diament, 1958), которая сделала его символом поколения, вышедшего из войны "с горечью поражения на устах". В этом амплуа нового воплощения традиционного романтического героя, который проигрывает, но остается победителем, польский кинематограф продолжал эксплуатировать актера и в дальнейшем.
Cреди важнейших ролей: Венцек в "Кресте за отвагу" (Krzyz walecznych) К. Куца и Сташек в "Поезде"/"Загадочном пассажире" (Night Train) Е. Кавалеровича - обе 1959, Яцек в фильме "До свиданья, до завтра" (Do widzenia do jutra) Я. Моргенштерна (Цибульский также соавтор сценария, во многом для него автобиографического) и Эдмунд в "Невинных чародеях" (Niewinni Czarodzieje) А. Вайды - обе 1960, Збышек в новелле Вайды в "Любви в 20 лет" (L'amour a vingt ans) и Виктор в картине "Как быть любимой" (Jak byc kochana) - обе 1962. Пытаясь преодолеть это амплуа, в последующие годы актер снимался в жанровых фильмах: комедиях, детективах, костюмных мелодрамах, приключенческих лентах - "Преступник и девушка""Девушка из банка" (Zbrodniarz i Panna) и "Их будни"/"История одной ссоры" (Ich dzien powszedni, 1963), "Джузеппе в Варшаве"/"Итальянец в Варшаве" (Giuseppe w Warszawie) и "Рукопись, найденная в Сарагосе" (Rekopis znaleziony w Saragossie) (1964), "Полный вперед" (Cala naprzod), "Йовита" (Yovita) и "Преступник оставляет след" (Morderca zostawia slad, 1966). В последние годы жизни работал над сценарием для собственного режиссерского дебюта по повести Т. Конвицкого "Современный сонник", поставил ряд спектаклей на сцене театров "Атенеум" и Театра Польского в Щецине. В 1968 Вайда снял картину "Все на продажу", навеянную жизнью и трагической смертью Цибульского. Через год вышел документальный фильм "Збышек" Я. Лясковского, посвященный памяти актера. Тогда же была учреждена премия имени Цибульского, вручаемая лучшим исполнителям в кино.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1954 ПОКОЛЕНИЕ / POKOLENIE исполнитель
1955 TRZY STARTY исполнитель
1956 TAJEMNICA DZIKIEGO SZYBU исполнитель
1957 KONIEC NOCY исполнитель
1957 WRAKI исполнитель
1958 ПЕПЕЛ И АЛМАЗ / POPIOL I DIAMENT исполнитель
1958 DER ACHTE WOCHENTAG исполнитель
1959 ПОЕЗД / POCIAG исполнитель
1959 КРЕСТ ЗА ОТВАГУ / KRZYZ WALECZNYCH исполнитель
1960 НЕВИННЫЕ ЧАРОДЕИ / NIEWINNI CZARODZIEJE исполнитель
1960 DO WIDZENIA DO JUTRA сценарист, исполнитель
1961 ROZSTANIE исполнитель
1962 LA POUPEE исполнитель
1962 ЛЮБОВЬ В 20 ЛЕТ / L'AMOUR A VINGT ANS исполнитель
1962 SPOZNIENI PRZECHODNIE исполнитель
1963 КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ / JAK BYC KOCHANA исполнитель
1963 ДЕВУШКА ИЗ БАНКА / ZBRODNIARZ I PANNA исполнитель
1963 ROZWODOW NIE BEDZIE исполнитель
1963 ИСТОРИЯ ОДНОЙ ССОРЫ / ICH DZIEN POWSZEDNI исполнитель
1964 GIUSEPPE W WARSZAWIE исполнитель
1964 РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В САРАГОСЕ / REKOPIS ZNALEZIONY W SARAGOSSIE исполнитель
1964 ATT ALSKA исполнитель
1965 SAM POSROD MIASTA исполнитель
1965 SALTO исполнитель
1965 PINGWIN исполнитель
1965 JUTRO MEKSYK исполнитель
1966 CHRISTMAS EVE/PRZEDSWIATECZNY WIECZOR исполнитель
1966 ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД / CALA NAPRZOD исполнитель
1966 JOWITA исполнитель
1966 ПРЕСТУПНИК ОСТАВЛЯЕТ СЛЕД / MORDERCA ZOSTAWIA SLAD исполнитель
1968 ADIEU L'AMI исполнитель

Hosted by uCoz