Шаполовска Гражина / Szapolowska Grazyna (1953)
Польская актриса, играла в театре пантомимы. Окончила в 1977 году
Высшую театральную школу в Варшаве. Выступала на сцене "Театра на Воли" и Национального театра в Варшаве. Снималась на
телевидении с 1974 года, а в кино - с 1977, но обладая красотой роковой женщины, вряд ли могла вписаться в "кино
морального беспокойства" того периода и была вынуждена появляться в ретро-постановках (телесериал "Кукла", Lalka, 1977;
фильм "Отель класса "люкс", Hotel klasy Lux, 1979) или в небольших ролях ("Грешная жизнь Франтишека Булы", Greszny
zywot Franciszka Buly, 1980).
Подлинное открытие Шаполовской произошло в более утонченном и эстетском венгерском кино
("80 гусаров", Nyolcvan huszar, 1978; "Глядя друг на друга", Egymasra nezve, 1982; "Лепестки, цветы, венки", Szirmok,
viragok, koszoruk, 1984; "Хануссен", Hanussen, 1988), после чего на актрису обратили особое внимание также и польские
кинорежиссеры: Сильвестер Хенциньский ("Великий Шу", Wielki Szu, 1982), Кшиштоф Кесьлевский ("Без конца", Bez konca,
1984; "Короткий фильм о любви", Kratki Film O Milosci, 1988), Филипп Байон ("Магнат", Magnat, 1986) и их более молодые
коллеги ("Через прикосновение", Przez dotyk, 1985; "Табу", Tabu, 1987), пытаясь разгадать тайну сексуально
притягательных женщин, которые подчас скрывают за этим собственное одиночество и непонимание. Однако более простое
амплуа заграничной незнакомки, загадочной фурии понадобилось не только в советских или российско-польских лентах
("Загон", 1986; "Первая втсреча, последняя встреча", 1987; "Прекрасная незнакомка", 1992), но и в итальянских картинах,
в которых теперь чаще всего выступает Шаполовска: "Наказание" (La Condanna, 1990), "Абиссиния" (Abissinia, 1992),
"Пункт бегства" (Punto di fuga, 1993).