Станислав Лем / Stanislaw Lem (1921)
Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и
оригинальный философ, известный также произведениями других жанров (детективной литературы, поэзии), классик
современной научной фантастики. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском
медицинском институте в связи с началом II Мировой войны; в годы немецкой оккупации работал автослесарем,
сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался
в Польшу, окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове и некоторое время работал по
специальности; с нач. 50-х гг. - профессиональный писатель. Дебютировал в литературе в 1946 г. (рассказы
"Чужой" и "История одного открытия", а также повесть "Человек с Марса"). После установления в Польше военного
положения в 1980 г. уехал в Западный Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 80-х гг. Почетный
доктор Вроцлавского политехнического института; лауреат многих национальных и иностранных литературных
премий, в т. ч. Государственной премии ПНР (1976), Государственной премии Австрии (1956).
Сюжеты и проблематика ранних произведений Лема, среди которых
выделяется повесть "Конец света в восемь часов" (1948; рус. 1974), в той или иной мере связаны с оружием, военными
изобретениями и открытиями, и, безусловно, навеяны только что закончившейся войной. Личные впечатления военных лет
писатель отразил в трилогии "Неутраченное время" [Czas nieutracony] (1955) - практически, единственном
нефантастическом произведении Лема.
К наиболее известным научно-фантастическим произведениям Лема
относятся: ранние романы - "Астронавты" (1951; рус. 1955) и "Магелланово облако" (1955; рус. 1958);
сатирические циклы - "Звездные дневники Ийона Тихого" (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями
и даже романами и "Кибериада"; сборник "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968) и др., поздний роман "Фиаско" (1987);
романы - "Эдем" (1959; рус. 1967), "Солярис" (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), "Возвращение со звезд" (1961;
рус. 1965), "Непобедимый" (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман "Солярис" экранизированы,
причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Лем также известен
оригинальной философски - футурологической книгой "Сумма технологии" (1964; рус. 1968), рядом философских
и литературно-критических трудов. "Внесерийные" научно-фантастические рассказы и повести Лема составили
сборники - "Сезам" [Sezam] (1955), "Встреча на орбите" [Wejscie na orbite] (1962), "Охота" [Polowanie] (1965),
"Спасем космос" [Ratujmy kosmos] (1966), "Маска" [Maska] (1976).
Перу писателя принадлежат рассказ "Существуете ли вы, мистер Джонс?"
(1955; рус. 1957); позже переделанный в киносценарий - "Слоеный пирог" (1971; рус. 1972); а также пьеса
"Верный робот" (1963, рус. 1965) . Кроме того, на рус. яз. переведены рассказы:
- "Автоинтервью" (1962; рус. 1964)
- "Вторжение с Альдебарана" (1958; рус. 1960; др. - "Вторжение")
- "Два молодых человека" (1965; рус. 1965)
- "Друг" (1958; рус. 1960)
- "Exodus" (1959; рус. 1960)
- "Клиент бога" (1954; рус. 1960)
- "Крыса в лабиринте" (1956; рус. 1963)
- "Молот" (1959; рус. 1960)
- "Одна минута" (1984; рус. 1988)
- "Провокация" (1984; рус. 1990; 1990 - Израиль)
- "137 секунд" (рус. 1973)
- "Темнота и плесень" (1959; рус. 1960)
- "Хрустальный шар" (1954; рус. 1960)
- "ЭДИП" (1954; рус. 1955).
Ряд переводов включен в сборник "Маска" (1990).
Лем сумел зримо представить необычные образцы внеземной
(разумной) жизни: в "Эдеме" - это жертвы неудачной попытки биологической реконструкции; в "Солярисе" -
планета-океан, единый разум, один из самых запоминающихся миров научной фантастики ; в "Непобедимом" -
киберцивилизация электронных "мушек", объединяющихся в своего рода коллективный разум; - и доказательно
обосновать возможность существования подобных экзотических гомеостатов. Однако столь же убедительной для
читателя остается загадочность и непредсказуемость их поведения, мотивов и поступков.
Вершиной творчества Лема и всей современной научной фантастики
считается роман "Солярис", своеобразно экранизированный А.Тарковским , художественное и филосовское значение
которого не ограничивается проблемой контакта. Гигантский одинокий разум во Вселенной, занятый непостижимой
планетарной инженерией, пытающийся протянуть "ниточку понимания" к исследующим его земным ученым - путем посылки
к ним "фантомов", людей во плоти и крови, сконструированных на основе информации, выуженной из подсознания
землян (и приносящих тем унижения, драмы, трагедии), - это не только естественнонаучные проблемы
"соляристики" . Благодаря научно-фантастическому приему, Лем ставит серьезные философские и нравственные
проблемы, среди которых не последнее место занимает "земная" проблема совести, моральной ответственности,
искаженное зеркало-напоминание о которых земляне неожиданно нашли в космосе. Для Лема характерно постоянное
возвращение к старым собственным произведениям, но на качественно новом уровне. Утопический мир далекого будущего,
ничем не напоминающий мир "Магелланова облака", предстает взору астронавта, вернувшегося после долгих скитаний
среди звезд на Землю, в романе "Возвращение со звезд" [Powrot z gwiazd] (1961; рус. сокр. 1965; доп.1991).Роман
"Дневник, найденный в ванне" [Pamietnik znaleziony w wannie] (1961; рус. 1995), написан в духе Ф.Кафки и содержит
элементы антиутопии и абсурдистской НФ . Из других значительных романов Лема 60-х гг. можно отметить "Глас Божий"
[Glos Pana] (1968; рус. 1970 - "Голос Неба"), характеризующий новый этап в творчестве писателя, когда прозаика все
в большей мере начинает вытеснять эссеист-философ.
Начав творческую деятельность как писатель-фантаст, Лем в последнее
время, наоборот, более известен как философ, литературный критик и публицист. Начавшийся уже в 70-х гг.
постоянный "интеллектуальный цейтнот" - невозможность адекватно, в художественных образах отразить все проблемы,
волнующие Лема-мыслителя, стремление ускорить их передачу читателю (а заодно и расширить границы традиционной НФ) -
подтолкнул Лема-писателя к активному поиску новых литературных форм. Эти поиски воплотились в оригинальном жанре, в
котором уже успешно творил высоко почитаемый Лемом Х.Борхес: рецензии, авторефераты, предисловия, отклики на
ненаписанные книги, а также отдельные фрагменты из них.
Все они объединены в сборники:
- "Идеальный вакуум" [Doskonala proznia] (1971)
- "Мнимое величие" [Wielkosc urojona] (1971)
Особенно выделяются:
- "Культура как ошибка" (1970; рус. 1976)
- "Новая космогония" (1971; рус. 1976)
- "Альфред Целлерман "Группенфюрер Луи XVI" (1970; рус. 1972)
- "Sexplosion" (1973; рус. 1988, 1990)
- "Экстелопедия Вестранда в 44 магнитомах" (1973; рус. 1978, 1990)
- "Эрунтика" (1973; рус. 1975).
На рус. яз. также переведены:
- "Гигамеш Патрика Хэннэхэма" (1970; рус. 1974)
- "Перикалипсис" Иоахима Ферзенгельда" (1971; рус. 1973; 1990)
- "Do yourself a book" (1971; рус. 1979; 1979; др. - "Пишите книги сами")
- "Куно Млатье "Одисей из Итаки" (1970; рус. 1972)
- "Предприятие Быт" (1970; рус. 1972; др. - "Э.Уэйнрайт. "Being inc.")
- "Ц.Коуска. "De impossibilitate vitae; De impossibilitate prognoscendi" (1971; рус. 1971; 1990; др. - "О
книге Бенедикта Коуски "Предисловие к автобиографии", "Еще одна рецензия").
Особняком в творчестве Лема стоят "онтологические детективы",
соединяющие детективную НФ и интеллектуальное "расследование" философского романа (в котором разыскивается не
преступник, а научная истина) - ранний роман "Расследование" [Sledztwo] (1959; рус. 1989; 1990; др. - "Следствие") и
одна из последних повестей, "Насморк" [Katar] (1976; рус. 1978; 1982).
Лем является автором 4-х фундаментальных работ: "Диалоги" [Dialogi]
(1957) - о системах управления и кибернетических принципах; "Сумма технологии" [Summa technologiae] (1962-63;
1964; рус. 1968) о путях развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиках на ее пути и многообещающих
направлениях, в частности, фантоматики ; "Философия случая" [Filozofia przypadku] (1968) - о культуре и этике
технологических цивилизаций. Наконец, это объемное 2-томное исследование (проведенное, в основном, методами
структурного анализа) современной западной научной фантастики - "Фантастика и футурология" [Fantastyka i
futurologia] (1970). Последняя книга, а также ряд литературоведческих статей Лема, остро критиковавшие сюжетный
примитивизм и общую "благостно-местническую" атмосферу в американской НФ, привели к скандальному исключению Лема
из Ассоциации американских писателей-фантастов (что в свою очередь привело к выходу - (в знак протеста) - из нее
таких авторов, как М.Муркок и У.Ле Гуин.