Состояние польской экономики накануне вступления в ЕС
Польские реформы часто приводят в качестве эталона рыночных
преобразований. ВВП страны превысил дореформенный уровень 1989 года уже на 30%. Достижения очевидны:
поляки ездят на европейских автомобилях, в крупных городах вокруг вывески известных западных инвестиционных и
коммерческих сетей.
Один из стимулов для реформ - стремление вступить в Европейский Союз. Желание
стать частью объединенной Европы выражается даже в автомобильных номерах, которые с этого года оформлены по
европейским нормам.
У Польши
есть все шансы попасть в Евросоюз в 2003 году. Однако за такую перспективу приходится
расплачиваться. В течении последних трех лет у Польши огромное отрицательное сальдо
текущего платежного баланса. После кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии товары
и услуги азиатского происхождения стали дешевле польских или сопоставимы с ними
по ценам, а следствием российского дефолта 1998 года стала потеря восточного рынка.
На сложность положения повлияла также смена руководства Центрального банка. В канун Рождества Национальный Польский
Банк покинула председатель Халина Гранкевич-Вальц, возглавлявшая его с 1993 года и именуемая не иначе как "польским
Гринспеном". Ей на смену пришел архитектор и исполнитель польской шоковой терапии 1990 года Лешек Бальцерович. Все
инвестиционные банки расценили это назначение положительно, на валютных торгах курс польского злотого за неделю
укрепился с 4,5 до 4,1 за доллар.
Поляки любят повторять, что их экономике благополучно удалось пережить азиатский кризис и российский дефолт. Однако
оттока денег с фондового рынка избежать не удалось: после августа в России инвесторы посчитали, что Польша тоже
находится в зоне риска, а "выстоявший" злотый позволил полякам с выгодой для себя покупать подешевевшую продукцию
России и стран Юго-Восточной Азии, но одновременно закрыл путь польским товарам на рынок той же России.
Всего за два последних года отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось с 4 до 7,4% ВВП. В этом году оно
вырастет до 9%. Только государства ЕС, а также Чехия, Венгрия и Словакия продолжают после 1998 года потреблять
польскую продукцию в прежнем объеме. Экспорт же в другие страны Центральной и Восточной Европы сократился на 35%,
включая 55-процентное падение объемов экспорта в Россию. Импорт же товаров, например, из России сократился лишь на
15%.
В сокращении объемов экспорта с 32,4 млрд. долларов в 1998 году до 27,8 млрд. в 1999 году виноват и малый польский
и средний бизнес, до сих пор специализирующийся на товарах с низкой добавленной стоимостью. Ухудшают платежный баланс
и растущие процентные выплаты по обслуживаю долга, составившие в прошлом году 3,3 млрд. долларов (в этом 4,2 млрд.)
Стоит обратить внимание и на последствия фискальной политики правительства и денежной политике Центрального
банка. Стабильный злотый и высокая процентная ставка (20,5%) при финансировании дефицита бюджета за счет краткосрочных
займов увеличили приток спекулятивного капитала и уменьшили долю прямых инвестиций. В 1996 году дефицит платежного
баланса на 93% финансировался прямыми иностранными инвестициями. В 2000 году он финансировался краткосрочными
спекулятивным капиталом более чем на 60%. Опасения вызывает и дефицит бюджета. Из-за масштабных социальных программ
он вырос до 3,7% ВВП.
Долгое время решать бюджетные проблемы и обеспечивать приток прямых иностранных инвестиций позволяла масштабная
приватизация промышленности и банковского сектора. Так, только от продажи контрольных пакетов акций Bank PKO SA и
Bank Zaсhodni SA. В 1998 году бюджет получил 1,6 млрд. долларов, а продажа пакета акций телекоммуникационного
подразделения промышленного конгломерата Elektrim принесла государству еще 1,2 млрд. долларов.
В 1999 году доходы от приватизации составили 3,4 млрд. долларов, а в прошлом году было запланировано получить 5
млрд. долларов. Эти деньги должна была принести продажа пакета акций в 25-35% телекоммуникационной компании TP SA,
30% нефтехимической компании PKN ORLEN и 20-30% акций НПЗ Rafineria Gdanska. Однако привлекательных объектов
приватизации на будущее уже не осталось, а оставшиеся требуют существенных вложений.
Средства, которые правительство намеревалось получить от приватизации, необходимы для поддержания экономики на
плаву при продолжении экономических реформ. Парламент уже одобрил закон, по которому деньги от продажи 7% акций
приватизированных компаний будут переданы на поддержание сокращаемых работников. Дополнительно, по 2% акций будут
закрепляться за государственными фондами, занятыми научными исследованиями и реструктуризацией государственных
предприятий. Для закрытия угольных шахт правительству потребуется 3,5 млрд. долларов, основная часть этих
средств - выходные пособия шахтерам.
Положение усугубляется тем, что нынешнее правительство одновременно проводит масштабные реформы в социальной
сфере. Сильный злотый, высокие процентные ставки и несовершенство трудового законодательства делают бизнес в Польше
очень дорогим. Чтобы исправить положение, надо принимать срочные меры, пожертвовав частью сегодняшних достижений в
сфере макроэкономики. Прежде всего, речь идет о снижении процентной ставки, иначе ряд предприятий продолжит практику
заимствования за рубежом, начатую в 1998 году. Правящие сегодня правые - "Акция Выборча" и "Солидарность" - вряд ли
пойдут на какие-то радикальные меры. Тем более, что победу на осенних выборах прочат оппозиционному "Демократическому
левому союзу".
Первым делом новому правительству придется решать задачу уменьшения отрицательного сальдо платежного баланса при
стабильном злотом и проблему безработицы. Решению проблемы поиска компаниями дополнительного капитала и создания новых
рабочих мест на высвобождаемые средства должна помочь, по мнению правительства, налоговая реформа, в рамках которой
к 2004 году налог на доходы корпорации сократится с 34 до 22%. Разгрузить бюджет от обременительных социальных
расходов призваны пенсионная реформа и реформа системы здравоохранения. Суть первой реформы в стимулировании
негосударственных пенсионных фондов. Развитие таких фондов, которые треть своих активов могут инвестировать в акции,
принесет на фондовый рынок дополнительные средства и создаст базу для формирования национального капитала.
Изменения ожидаются и в сфере здравоохранения. Прогнозируется, что до 2002 года на рынке возрастет роль частных
страховых компаний, а тарифы на обслуживание будут определяться рынком, что позволит постепенно отказаться от
бюджетного финансирования здравоохранения в целом. Региональные больничные кассы будут финансировать клиники, исходя
из объема оказанных услуг.
К сожалению, практику закрытия шахт и увольнения в металлургической отрасли избежать не удастся. Но это необходимая
мера не только из соображений снижения госрасходов или повышения экономической эффективности предприятий, но и в
рамках структурных реформ, которые Польша должна провести перед вступлением в ЕС. Членство в Евросоюзе - аргумент,
который должен перевесить любые возражения против этих мер. От вступления в Евросоюз сегодня ожидают не столько
выгод единого рынка, сколько получение средств на различные экономические и социальные программы помощи, которую
ЕС оказывает менее развитым странам Союза. Польша в таком случае может рассчитывать на несколько миллиардов долларов
в год.